Несмотря на запрет Twitter в Китае, его власти, общественные организации и представители бизнеса превратили китайский сегмент Twitter в самый прибыльный рекламный рынок. Доходы Twitter, приносимые китайскими рекламодателями, с 2014 года выросли в 800 раз. Reuters опубликовал собственное расследование: если с коммерческой рекламой всё предельно ясно, то политическая реклама вызывает у журналистов вопросы.
Феноменальным ростом доходов от рекламодателей Китая похвастался в LinkedIn управляющий директор Twitter Greater China Алан Лан. Но позже ему пришлось удалить эти данные вместе со всей своей биографией.
Reuters изучил общедоступные государственные тендеры, бюджетные документы и рекламные твиты с китайскими корнями с 2020 по 2022 год и обнаружил рекламу государственных СМИ Китая, рассказы о достопримечательностях, культурных и экономических достижениях. Согласно неназванным источникам, среди крупнейших рекламодателей Twitter — китайские компании, занимающиеся играми, электронной коммерцией и технологиями. Продажи Twitter рекламы китайским клиентам оцениваются в «сотни миллионов долларов в год».
Четыре инсайдера в Twitter сообщили Reuters, что бизнес с Китаем стал источником внутренних столкновений между командами: одни стремились максимально увеличить прибыль, другие беспокоились из-за ведения бизнеса с китайскими государственными организациями на фоне растущей напряжённости между Пекином и Вашингтоном.
Расследование Reuters появилось практически следом за выступлением бывшего начальника службы безопасности Twitter Пейтера «Маджа» Затко в американском Сенате. Затко заявил, что, по его сведениям, в Twitter работает агент из Министерства государственной безопасности Китая.
По словам Затко, сотрудников Twitter беспокоил поток денег из Китая, но руководство считало, что «дело сделано», а потеря этого источника дохода стала бы проблемой для компании.
Twitter отказался обсуждать с журналистами Reuters коммерческую политику и показатели продаж в Китае. Представитель соцсети заявил, что его компания никогда не скрывала, что ведёт дела с китайскими коммерческими структурами.
Но Reuters акцентирует внимание на том моменте, что реклама из Китая носит не только коммерческий характер. Как утверждает медиаресурс, китайские органы государственной власти активно используют Twitter для собственных коммуникаций с пользователями.
В 2019 году Twitter запретил политическую рекламу и рекламу государственных СМИ на платформе. Сначала действовало исключение для развлекательного, спортивного и туристического контента. Reuters цитирует сюрреалистичный для июля 2021 года твит «Жизнь всегда необычайно блестящая, потому что мы находимся в Ухане» (в то время там опять случился локдаун из-за ковида).
Однако в марте этого года это исключение было отменено, что фактически полностью запретило государственным СМИ размещать рекламу в Твиттере.
Тем не менее, агентство Reuters обнаружило десятки объявлений местных органов власти Китая, а также государственных СМИ, опубликованных в Twitter с марта 2022 года. В ответ Twitter заявил, что совершенствует технологию автоматического обнаружения действий, нарушающих политику платформы: «Эта работа является сложной, и мы знаем, что нам ещё многое предстоит сделать».