Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, НАСА) не уложится в озвученный график высадки людей на Луну. К такому выводу пришел генеральный инспектор управления Пол Мартин. Он полагает, и что сроки высадки сдвинутся «на несколько лет» вперед.
На прошлой неделе НАСА признало, что не сможет уложиться в изначально составленный график высадки астронавтов на Луну к 2024 году, который был установлен в 2019 году. Причиной стала семимесячная задержка в разработке лунного посадочного модуля (Human Landing System, HLS) из-за судебного разбирательства по контракту НАСА со SpaceX. Администратор управления Билл Нельсон предупредил, что, пока ход подготовки HLS не обсудят со SpaceX, точная дата не будет обнародована, но предварительная новая цель — 2025 год.
Генеральный инспектор НАСА настроен не так оптимистично. Во-первых, он уверен, что миссия «Артемида», испытательный полет сверхтяжелой ракеты SLS и космического корабля «Орион», состоится не раньше следующего лета, то есть на несколько месяцев позже предполагаемой даты по графику НАСА (февраль 2022 года). НАСА рассчитывает, что «Артемида II» — испытательный полет с экипажем — состоится в мае 2024 года; Мартин склонен сдвинуть дату на середину года. Что касается возвращения астронавтов на поверхность Луны, то оно случится, по мнению инспектора, «через несколько лет» после испытательного полета, а не в 2025 году. Во многом это связано с тем, что график разработки лунного посадочного модуля «нереалистичен по сравнению с другими крупными программами космических полетов НАСА», указывает инспектор.
В своем отчете он приветствует использование модели государственно-частного партнерства для разработки HLS. В документе отмечается, что «на сегодняшний день SpaceX внесла больше половины необходимого финансирования для системы HLS и планирует продолжать вносить вклад на этом уровне». Но в то время как «гибкость подрядчика в выполнении требований к системе обеспечивает свободу для инноваций, она также рискует не соответствовать требованиям НАСА» в том, что касается использования HLS людьми.
Мартин также отмечает, что НАСА «значительно занижает» стоимость программы «Артемида» в целом, а также стоимость каждой миссии. По расчетам инспектора, «Артемида» в 2012-2025 финансовом году обойдется в $93 миллиарда, при этом производственные и эксплуатационные расходы на каждую миссию составляют $4,1 миллиарда — по крайней мере, для первых четырех миссий.
Наконец, инспектор полагает, что НАСА следует пересмотреть использование ракет SLS для запусков экипажей. Конгресс одобрил SLS для использования в миссиях НАСА в 2010 году, но отрасль ракет-носителей резко изменилась за последнее десятилетие, появились коммерческие альтернативы, которые значительно дешевле — отчасти потому, что их можно использовать повторно, а SLS нет. Мартин считает, что НАСА «должно продолжать наблюдение за коммерческой разработкой тяжелых ракет и обсудить, имеет ли финансовый и стратегический смысл рассматривать эти варианты как часть планов НАСА по исследованию космоса».
В ответе, опубликованном в виде приложения, представители НАСА согласились с частью рекомендаций инспектора и не поддержали две, касающиеся необходимости отслеживать общую стоимость программы и стоимость миссий. Джим Фри, помощник администратора агентства, и Ральф Роу, главный инженер НАСА, заявили, что попытка отслеживания как общей стоимости программы, так и конкретной миссии помешает прозрачности заключения контрактов. В частности, они уточнили, что агентство «не учитывает, не отслеживает и не сообщает о затратах для каждой миссии именно потому, что это снизит прозрачность контрактов для ключевых заинтересованных сторон».