НАСА сообщило, что «Индженьюити» совершил полет №24 над сложной и каменистой местностью и готовится к рекордному по дальности полету №25 на более чем 700 метров. Предыдущий его рекорд по дальности полета составил 625 метров. Это было в полете №9, который состоялся 5 июля 2021 года.
Марсианский вертолет в ходе короткого тестового полета №24 преодолел дистанцию в 47 метров, летел на высоте 10 метров со скоростью 1.45 м/c, провел в атмосфере 69.5 секунды. Это был небольшой разведывательный вылет на проверку обновленной прошивки вертолета в новой локации с большими валунами и сложной поверхностью для посадки. Вертолет приземлился на северо-западе от места взлета на новом и шестнадцатом по счету посадочном месте (Airfield P) за все время своего пребывания на Марсе.
«Индженьюити» в новых полетах в этом году уже столкнулся с пологими склонами, неровными местами для посадки и большими камнями в зонах приземления. Специалисты НАСА добавили в обновления ПО вертолета карту высот местности в навигационный фильтр и возможность предотвращения опасных ситуаций при посадке, например, при фиксировании внизу скопления камней вертолет может принять решение выполнить маневры для посадки в более безопасном месте.
В настоящее время марсоход «Персеверанс» выполняет свою основную научную миссию, собирая образцы марсианского грунта, и находится на удалении нескольких сот метров от «Индженьюити». В скором времени дистанция между ними сократится, так как марсоход по безопасному маршруту направляется в устье кратера Езеро, представляющее собой веерообразную дельту высохшей реки. Вертолет летит туда прямиком через безопасные промежуточные места посадки, которые он выбирает с помощью специального программного алгоритма НАСА.
Первоначальный план дального релокационного полета «Индженьюити» — достигнуть в несколько этапов дельты высохшей реки в кратере Езеро. В итоге НАСА пересмотрело один или два участка полета на более безопасные.
НАСА планирует три варианта финального броска вертолета к точке встречи с марсоходом — один длительный полет на 704 метра, два небольших полета с промежуточной посадкой в каменистых условиях. Один небольшой полет и второй длительный, но ниже пределов возможности вертолета.
В НАСА еще решают, пойти ли им на риск самого дальнего полета или вариант с промежуточной посадкой будет лучше, хотя там есть свои нюансы: нестабильные тепловые, атмосферные условия, ограничение по времени между двумя полетами, возможный дрейф при выполнении миссии, опасные места посадки, необходимость не выбиться из временного окна, чтобы не отстать от марсохода.
В НАСА считают, что столь длительный полет может привести к перегреву сервоприводов и двигателей вертолета. Пока что они выдерживали полет длительностью 170 секунд со скоростью до 5 м/c и высоте 10-12 метров. Правда, ранее вертолет летал на длинные дистанции с частотой вращения роторов 2500 об/мин, а с начала года на Марсе пониженная плотность атмосферы, из-за которой «Индженьюити» стабильно может летать только при оборотах ротора на уровне 2700 об/мин, что вызывает дополнительный нагрев компонентов авионики. Практически это ограничило, по расчетам НАСА, продолжительность полета до 130 секунд или меньше. А ведь еще нужно взлететь и приземлиться в безопасной зоне — на это уходит до 10-15 секунд.
Также атмосфера Марса стала быстрее нагреваться, что может помешать полету в обычное время, который выполнятся обычно в полдень.
Инженеры НАСА еще не приняли решение по полету №25 и анализируют погодные условия и пытаются компенсировать программно возможные варианты: полет за 130 секунд с максимальными мощностями (самый не подходящий вариант из-за условий), полет на 150 секунд с пониженными оборотами, но могут быть проблемы с рысканьем. Или третий вариант — полет на 160 секунд также с пониженными оборотами ротора на уровне 2537 об/мин, но со взлетом утром. Специалисты склоняются к третьему варианту, так как в полете №24 вертолет смог показать стабильный курс с оборотами ротора 2537 об/мин и минимальным рысканьем после обновления прошивки и доработки его алгоритма полета.
Согласно текущей статистике, «Индженьюити» пробыл в рабочем режиме на Марсе в более чем десять раз дольше расчетного времени: 401 солов (марсианских суток), как и марсоход «Персеверанс», но 336 солов на поверхности планеты — автономно. Вертолет был спроектирован на 30 суток работы в условиях Марса после высадки с марсохода. Оказалось, что его возможности позволяют летать и дольше. НАСА в августе 2021 года продлило работу «Индженьюити» на 2022 год в режиме зонда-разведчика для фиксирования с воздуха возможных препятствий и выбора оптимальных путей движения марсохода. Он будет летать еще как минимум до сентября 2022 года.