Китай представил проект многоразового грузового космолёта «Хаолун-1» для космической станции «Тяньгун». Шаттл разрабатывает Институт проектирования и исследований самолётов Чэнду при Китайской корпорации авиационной промышленности (Aviation Industry Corporation, AVIC).
Это один из двух проектов, победивших на конкурсе предложений Китайского агентства пилотируемых космических полётов (China Manned Space Agency, CMSA) по разработке недорогих грузовых космических кораблей.
В настоящее время Китай использует космический корабль «Тяньчжоу» для доставки грузов на «Тяньгун». Однако CMSA планирует применять для этого более экономные варианты, как НАСА, поощряющее коммерческие миссии по пополнению запасов МКС. Кроме того, КНР заинтересована в возвращении грузов со станции на Землю, а «Тяньчжоу» сгорает при входе в атмосферу.
«Хаолун-1» запустят на ракете-носителе. После доставки полезной нагрузки шаттл отделится от «Тяньгун», сойдёт с орбиты, войдёт в атмосферу и приземлится на взлётно-посадочную полосу аэропорта. Длина космического челнока составляет 10 м, а ширина — 8 м. Вес «Хаолун-1» меньше половины капсулы «Тяньчжоу», масса которой не превышает 14 т.
Сейчас «Хаолун-1» находится на этапе инженерной лётной проверки — конструкцию и системы шаттла проверяют перед началом строительства.
Благодаря фюзеляжу с тупым носом и большим стреловидным треугольным крыльям аппарат сочетает характеристики космического корабля и самолёта, что позволяет шаттлу достигать орбиты на ракете и приземляться на ВВП аэропорта, подобно самолёту, заявил главный конструктор «Хаолун» Фан Юаньпэн.
После приземления, проверки, технического обслуживания и ремонта шаттл можно повторно использовать для доставки грузов, объяснил Фан.
Китай планирует эксплуатировать «Тяньгун» не менее 10 лет и расширить станцию с трёх до шести модулей.