Rolls-Royce и европейская авиакомпания easyJet объявили об успешном испытании водородного реактивного двигателя — технологии, которая, как надеются компании, в конечном итоге может помочь сократить выбросы парниковых газов в авиации.
Наземные испытания знаменуют собой «первый в мире запуск современного авиационного двигателя на водороде», — говорится в пресс-релизе Rolls-Royce.
Авиация считается одной из самых сложных отраслей для экологии, потому что производить электрические самолёты намного сложнее, чем электромобили. Поэтому авиакомпании и производители самолётов работают над созданием технологий более чистого топлива, такого как водород, который при сгорании производит водяной пар вместо углекислого газа.
Обе компании использовали переделанный авиационный двигатель Rolls-Royce AE 2100-A для наземных испытаний. Их провели в Великобритании. Европейский центр морской энергии произвёл топливо на испытательном полигоне на Оркнейских островах. Водород был получен с помощью энергии ветра и приливов.
И Rolls-Royce, и easyJet взяли на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Они рассчитывают, что экологически чистый водород поможет достичь этих целей. Пока же зелёный водород в дефиците, а его производство очень дорогое. Некоторые правительства начали вкладывать значительные средства в увеличение этого производства.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, ещё одним серьёзным препятствием для полётов на водородном топливе будет внедрение и сертификация новых конструкций самолётов. Чтобы работать на водороде, воздушное судно необходимо перепроектировать и включить топливные баки большего размера. Например, самолету Boeing 747 потребуется более 1 млн литров водорода, чтобы получить примерно такую же дальность полёта, как на 250 тыс. литров реактивного топлива.
Учитывая эти ограничения, вероятно, что зелёный водород изначально внедрят для коротких полётов. Согласно отчету Европейского союза за 2020 год, к 2035 году на рынке могут появиться пассажирские самолёты с водородным двигателем для маршрутов протяжённостью до 3000 км. easyJet как раз работает как ближнемагистральная авиакомпания, а Rolls-Royce обслуживает более 400 авиакомпаний. По крайней мере двое её клиентов — Boeing и Airbus — также изучают водород как альтернативу авиационному топливу. Ранее гендиректор Airbus Гийом Фори заявил, авиация столкнется с серьёзными проблемами, если не избавится от углеродного топлива. По его мнению, лучшим решением в среднесрочной и долгосрочной перспективе станет именно водород. В 2020 году Airbus представила концепцию трёх самолетов с гибридным двигателем, которые компания надеется ввести в эксплуатацию в 2035 году.
Теперь Rolls-Royce и easyJet планируют провести дополнительные наземные испытания двигателя, прежде чем перейти к подготовке его лётных испытаний.
Между тем авиакомпания из ОАЭ Etihad Airways в рамках соглашения с World Energy провела первый полёт своего самолёта на экологичном авиационном топливе (SAF). В рамках рейса компания доставила делегатов Конференции ООН по изменению климата COP27 в египетский Шарм-эш-Шейх.