В воскресенье, 11 июля, пассажир рейса Москва — Анталья авиакомпании «Россия» открыл аварийный люк самолета из-за духоты, в результате чего вылет был задержан. Кроме того, авиакомпания намерена взыскать с пассажира понесенные убытки. «Вечерняя Москва» разбиралась, сможет ли оправдаться нарушитель, как быть путешественнику, если на борту самолета душно, и как вернуть деньги, если в салоне человеку стало плохо и вылет сорвался.
Как писала «ВМ», на борту рейса Москва — Анталья было крайне жарко: кондиционер не работал. Из-за духоты один из пассажиров открыл боковую дверь, из-за чего произошел выпуск аварийного трапа. Виновника происшествия высадили. Из-за случившегося пришлось заменить самолет, что отсрочило вылет еще на четыре часа. По версии авиакомпании, к моменту происшествия задержка не превышала 20 минут.
Мужчина, открывший боковую дверь и выпустивший аварийный трап рейса Москва — Анталья, вряд ли сможет оправдать свои действия и избежать санкций за такой поступок, рассказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его словам, видеозапись из аэропорта, которая зафиксировала время открытия аварийного выхода, опровергает пребывание пассажиров в душном самолете в течение якобы нескольких часов.
Видно, что самолет должен был вылететь в 02:20, а дверь открылась в 02:50. Следовательно, посадка задержалась на минуты, люди находились в самолете 10–15 минут, и в итоге дверь была открыта. Подобные действия, конечно, недопустимы, — сказал эксперт.
Он напомнил, что открывание аварийных выходов возможно только в экстренных ситуациях, когда самолет подает соответствующие сигналы. Да и действия по открыванию должны предпринимать бортпроводники, а не пассажиры.
— Пассажир в этом случае понесет наказание, выплатит все неустойки за задержку рейса авиакомпании. Они могут составлять несколько сотен тысяч рублей, — сказал Зотов.
Также он добавил, что если на борту рейса Москва — Анталья действительно были условия, которые угрожали жизни пассажиров, то путешественники могут подать к авиакомпании коллективный иск. Главное, чтобы были доказательства: фото- или видеофиксация, заявления пассажиров.
— Пассажиры могут потребовать компенсацию. Но в законе нет компенсации за неработающие кондиционеры, — рассказал эксперт.
Как отметил Зотов, у авиакомпании «Россия» проблема с кондиционированием салона уже не первая. В этом году было несколько подобных историй. Так, 26 июня пассажиры рейса Москва — Симферополь порядка пяти часов просидели в салоне самолета с неработающими кондиционерами, на улице в это время температура воздуха была выше 30 градусов. Общероссийское объединение пассажиров направило в транспортную прокуратуру обращение с просьбой разобраться в данной ситуации.
Как рассказала член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина, если пассажир открыл дверь запасного выхода в самолете из-за жары, то он, конечно, нарушил правила при перелете и нанес ущерб имуществу. Поэтому, безусловно, к нему по Гражданскому кодексу и воздушному законодательству будет применена административная ответственность: ущерб возместить обяжут.
Так, авиакомпания «Россия» потребует взыскать с мужчины затраты на задержку рейса Москва — Анталья, замену воздушного судна на резервное и замену аварийного трапа на второй левой двери.
— При подаче авиакомпанией иска о возмещении ущерба пассажир вправе подать встречный иск в связи с нарушением перевозчиком своих обязанностей. Встречным иском является самостоятельное материально-правовое требование, которое ответчик предъявляет к истцу в рамках уже рассматривающегося судом гражданского дела, возбужденного по первоначальному иску, для совместного рассмотрения, — добавила Мухамедшина.
Самолет, в который посадили пассажиров, должен включить двигатели и готовиться к взлету, идти на полосу. Когда двигатель включен, работает вся система кондиционирования. По словам Зотова, если пассажир оказался на борту воздушного судна, на котором длительное время не работает кондиционер, об этом сразу нужно сообщить бортпроводнику и попросить принять меры. Решением проблемы может стать либо высадка пассажиров из самолета, либо обращение к пилоту и сообщение о неисправности системы кондиционирования.
— Самолет без подобных систем взлетать не должен. Может быть такое, что система кондиционирования не работает в определенных отсеках. Она имеет зонирование в самолете — она не общая. Поэтому одна из зон может не работать — технический сбой, — сказал эксперт.
Если пассажиру стало плохо на борту самолета из-за духоты, то нужно сообщить об этом бортпроводнику. Он предпримет соответствующие меры. В самолете, во-первых, есть аптечка. Если самолет еще не взлетел, то бортпроводник вызовет на борт медицинского сотрудника, который окажет помощь. Кроме того, при необходимости медики госпитализируют пациента.
— Пассажир, который не полетел не по своему решению, может возместить стоимость билета независимо от того, возвратный он или нет. По состоянию здоровья, если есть медицинский документ, пассажир может обратиться в авиакомпанию и компенсировать стоимость того купленного билета, который у него был, — добавил Зотов.
В свою очередь Мухамедшина подчеркнула, что кондиционер в самолете нужен, чтобы пассажиры могли обезопасить себя от случайного инфицирования. Ведь во время перелета в салоне могут находиться люди с различными заболеваниями.
— Также специальная система кондиционирования создана для нормальной циркуляции воздуха и свободного дыхания. Соблюдение указанных норм технических возложено на авиаперевозчика. Если он их нарушил, что стало следствием невыполнения его обязательств по отношению к пассажиру, то пассажир также может потребовать возмещения ущерба, согласно закону о защите прав потребителя, в судебном порядке, — отметила собеседница «ВМ».
По ее словам, на авиаперевозчика будет возложено обязательство вернуть пассажиру деньги за билет — как за некачественно выполненную или невыполненную услугу. Кроме того, перевозчик должен будет выплатить путешественнику и денежную компенсацию за траты на лечение.
— Пассажир, если ему стало плохо, имеет право на возврат суммы, уплаченной за билет. К заявлению о возврате денег нужно приобщить медицинские документы и справку о снятии с рейса, в которой должна быть указана причина, — заключила юрист.
Источник: Вечерняя Москва