Если покупатель не хочет сообщать сотрудникам обычного или интернет-магазина свое полное имя, номер телефона и банковской карты, электронную почту и домашний адрес, ему не смогут отказать в покупке. Продавцов, не обслуживающих покупателей без предъявления персональных данных, будут штрафовать. Также магазины не вправе менять условия договора о купле-продаже, на свое усмотрение переносить время доставки товара или навязывать клиентам дополнительную продукцию или услуги. Такой пакет законов вступает в силу 1 сентября.
В последнее время происходит все больше случаев, когда магазины предлагают людям условия, нарушающие их права, рассказала депутатам Госдумы глава Роспотребнадзора Анна Попова во время обсуждения законопроектов. В 2010 году было 6,5 тысячи таких нарушений, в 2016-м — 8 тысяч, а в 2020-м — более 10 тысяч.
Первый закон запрещает продавцам навязывать клиентам свои требования, ответил глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев («Единая Россия»). В статье 16 Закона «О защите прав потребителей» закрепили перечень недопустимых условий соглашений о купле-продаже. Магазин не может потребовать оплатить покупку только наличными или картой, перенести время доставки без согласования с клиентом.
При приобретении каких-то товаров покупателя не заставят доплачивать за сопутствующую продукцию или какие-то услуги. Сейчас, например, при покупке мобильного телефона могут потребовать купить защитное стекло, наушники, заплатить за установку антивируса, даже если клиенту это не нужно.
Личную информацию можно не раскрывать
Важная норма законопроекта запрещает магазинам собирать с покупателей персональные данные, если они не хотят их раскрывать. Взять номер телефона, карты или записать домашний адрес клиента магазин сможет, только если это необходимо для оформления покупки и имеет законные основания. И по требованию покупателя продавец обязан устно или письменно объяснить клиенту, зачем нужна конкретная информация.
Также 1 сентября вступят в силу поправки в КоАП, устанавливающие штрафы для магазинов, которые отказываются обслуживать покупателей, не предоставивших личные данные. Штраф для должностных лиц составит от 5 до 10 тысяч рублей, для организаций — от 30 до 50 тысяч рублей.
Пожаловаться на продавцов люди могут в одно из подразделений Роспотребнадзора и общественные организации по защите прав потребителей. Их адреса, телефоны и образцы обращений можно найти на сайте ведомства. Обратиться за помощью можно и на круглосуточную горячую линию Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.
Нормы вступающих в силу законов будут распространяться и на ранее заключенные договоры купли-продажи. Если же потребитель потребует возместить убытки, то продавец должен компенсировать их в течение десяти дней после предъявления претензии.
Источник: Парламентская газета