Минюст предложил проект поправок в федеральный закон о взыскании. Он обязывает коллекторские компании, банки и микрофинансовые организации уведомлять абонентов о том, разговаривает ли с ними живой человек или робот.
Изменения могут вступить в силу с начала 2024 года. Проект уже одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Федеральная служба судебных приставов и Центробанк пока не комментируют его.
Многие взыскатели в настоящее время используют искусственный интеллект при работе с должниками. Этот процесс не регламентируется законом. Минюст же предлагает ввести понятие «автоматизированного интеллектуального агента» — программного обеспечения для отправки голосовых сообщений и программ с «генерацией и распознаванием речи», которые способны поддерживать определённые сценарии разговора.
В проекте звонки от роботов-коллекторов приравниваются к действиям человека-взыскателя. Таким образом, их частоту и время можно будет ограничить аналогично запретам и лимитам на контакты с должниками для живых коллекторов. Ограничения будут распространяться на сообщения в соцсетях и мессенджерах.
Также взыскатель будет обязан предупреждать об общении с роботом и называть наименование или номер «автоматизированного интеллектуального агента». Ранее участники рынка выступали против этой меры, опасаясь снижения эффективности взыскания. Они предлагали уведомлять должника о взаимодействии с роботом в конце разговора.
Нынешний закон о взыскании затрагивает только коллекторские агентства, однако Минюст предложил распространить все требования на банки и МФО. До 1 марта 2023 года они должны будут уведомить судебных приставов о желании продолжать заниматься взысканием задолженности, а затем пройти проверку на соответствие техническим требованиям и войти в отдельный перечень взыскателей.
Коллекторы в новом реестре ФССП будут отнесены к «профессиональным коллекторским организациям», и они должны будут отразить этот статус в названиях компаний. ФССП получит право устанавливать для коллекторов, банков и МФО ограничения на отдельные виды взаимодействия с должниками сроком до 60 дней. Число поднадзорных приставам взыскателей может увеличиться с 400 до 2200.
Ранее Центробанк внёс правки к законопроекту о создании единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи (ЕИС ПСА). Он предложил предоставить доступ к системе не только банкам и платёжным системам, но и силовикам и коллекторам.
Фактически ЕИС ПСА делает номер телефона полноценным идентификатором получателя финансовых услуг.