7 сентября на ВЭФ-2022 в рамках направления «Мировое разделение труда: от старых связей к созданию новых» прошла сессия Генеральной прокуратуры РФ и Ассоциации юристов России: «Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства».
Какие дополнительные меры защиты прав бизнеса необходимо предпринять в текущей ситуации? Какие правовые механизмы эффективны в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Какой должна быть современная национальная юрисдикция? На эти и другие вопросы ответили эксперты сессии в ходе обсуждения.
Модератором сессии стал председатель Правления АЮР Владимир Груздев.
«Поскольку действенной мерой снижения административного давления на бизнес, безусловно, является, установленный правительством мораторий на проведение проверок бизнеса, то, на мой взгляд, было очень важно не допустить сбоев при его реализации. Мной принят ряд организационных и управленческих моментов для коррекции надзора и принятия новых практических мер», - рассказал генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов.
Он подчеркнул, что в настоящее время согласование всех без исключения проверок поднято на уровень руководителей прокуратур субъектов федераций.
«Ни одна плановая и внеплановая проверка не пройдет без согласования этих должностных лиц. Повышена степень ответственности руководителей за эти нарушения. В результате принципиального и взвешенного последовательного подхода доля отказа прокуроров в согласовании внеплановых проверок по стране в этом году достигла 60 процентов. А в Дальневосточном регионе было отклонено три четверти соответствующих инициатив контролеров», - отметил Игорь Краснов.
Он рассказал, что под надзором прокуроров были прекращены и практически аннулированы все плановые проверки, которые были запланированы в отношении объектов бизнеса на текущий год, которые не составляли прямой угрозы жизни и здоровью граждан.
«На Дальнем Востоке количество таких проверок на 1 июля текущего года сократилось в 10 раз. Есть все основания для закрепления этой динамики», - считает Игорь Краснов.
«Мы активно используем коммуникации с бизнес-сообществом в деятельности различных межведомственных групп, которые созданы в каждом регионе нашей страны. Предприниматели могут общаться напрямую с прокурорами. На этих встречах присутствуют представители органов власти, банковского сообщества, розничных торговых сетей, транспортных компаний», - подчеркнул Игорь Краснов.
Он отметил, что это очень важно для нахождения общих путей решения конкретных ситуаций.
«Мы открыты для предпринимателей и, безусловно, чем больше мы будем подпитывать друг друга информацией, тем быстрее мы будем решать проблемы. Неразрешимых проблем нет. Мы стремимся максимально использовать любые площадки для связи с предпринимательским сообществом, - резюмировал Игорь Краснов.
Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников подчеркнул, что за последний год проведено в три раза меньше проверок бизнеса, чем в 2019 году, который был взят за дореформенный эталон.
«Самыми массовыми среди видов контроля остается пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический и проверки Роструда. Важно отметить, что бесконечное сокращение числа проверок не может быть самоцелью. Проверки – это соблюдение бизнесом установленных требований. Если не будет контроля, то большая часть бизнеса будет добросовестно соблюдать требования, но какая-то часть, и она будет со временем расти, соблюдать требования не будет. Мы должны создавать такую ситуацию, чтобы весь бизнес соблюдал установленные требования», - отметил Максим Решетников.
Еще один важный вопрос, который затронул министр экономического развития РФ: легализация соглашений между контролерами и бизнесом об исправлении нарушений.
«Иногда устранение выявленных предписаний требует времени и больших инвестиций. Немедленная попытка исполнить эти требования приведет к закрытию бизнеса. Поэтому бизнес говорит: «Дайте нам возможность договориться с контролирующими органами, дайте нам время, мы готовы предоставить планы устранения, но нам нужно проводить свои процедуры». Здесь нужно найти очень тонкую грань. Договорной процесс между контролирующими органами и бизнесом вызывает массу вопросов, но в то же время мы видим, что невозможно мгновенно выполнить все требования контролирующих органов», - отметил Максим Решетников.
Статс-секретарь – заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации Алексей Гузнов, в свою очередь подчеркнул, что система регулирования и надзора на финансовом рынке отличается самостоятельностью.
«Требования применительно к финансовым организациям могут и должны быть достаточно строгие. Это создает необходимые предпосылки для поддержания стабильности, чтобы в кризисные периоды, финансовый рынок помогал экономике», - рассказал Алексей Гузнов.
Он подчеркнул, что несмотря на большое санкционное давление на финансовый рынок, вся проделанная за многие годы работа позволила кредитным организация и в пандемию, и сейчас осуществлять меры поддержки в отношении граждан и бизнеса.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова отметила, что бизнес очень чутко реагирует на несоразмерное налоговое бремя и на излишнюю опеку со стороны правоохранительных органов. Она подчеркнула, что важно опубличивать информацию о привлечении к ответственности тех, кто нарушал мораторий на проверки.
«В публичном пространстве мне не встречались данные о возмещении вреда, причиненного данными проверками. То есть компенсационно-восстановительные механизмы как таковые отсутствуют. Ко мне приходят обращения, что налоговые органы наложили арест на имущество, приостановили фактически деятельность предприятия. Затем разобрались, арест был снят, но потери компании были огромные. Как они возмещаются. И возмещаются ли вобще?», - задала вопрос Татьяна Москалькова.
Также она отметила, что попадая в сферу уголовного судопроизводства – люди бизнеса наиболее уязвимы, как в качестве потерпевшего, так и в качестве обвиняемого.
«Увеличилось количество обращений граждан, привлеченных к уголовной ответственности за экономические преступления, с жалобами на формальные ответы со стороны контролирующих органов по линии следствия и по линии прокуроров. Когда обвиняемый или его защита представляет очень подробный перечень претензий, а ответ получает лаконичный, в формате: аргументы не подтвердились, нарушений нет», - рассказала Татьяна Москалькова.
Еще один важный вопрос, который подняла уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – отсутствие сформулированного понятия предпринимательской деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
«Я думаю назрела необходимость определить таковую в уголовном процессе и усовершенствовать законодательство в этом направлении», - считает Татьяна Москалькова.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева также отметила, что с учетом санкционного давления особо остро стоит вопрос совершенствования механизма защиты прав и законных интересов бизнеса, в том числе в уголовном процессе.
Она рассказала, что более 600 запросов за последние три года было направлено в прокуратуру.
«За каждым запросом стоит обращение предпринимателя и независимая правовая экспертиза. По результатам 40% запросов приняты меры прокурорского реагирования. Это очень большой процент. По результатам проведенных служебных проверок 50 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе руководители следственных органов. Именно этот действенный инструмент нужно продолжать», - считает Татьяна Минеева.
Также в сессии приняли участие вице-президент Китайского юридического общества Чжан Минцзы, вице-президент по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления РУСАЛ Елена Безденежных, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова, президент Корпорации «Синергия» Вадим Лобов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин и профессор МГИМО, генеральный директор «Забизнес. РФ» Элина Сидоренко.