Более половины россиян не пользуются мерами соцподдержки. При этом каждый третий не обращается за выплатами, так как о них не знает. Такие данные в сентябре 2021 года привела одна из крупных страховых компаний России. Исправить эту ситуацию хотят за счет создания единого портала о всех мерах соцподдержки. С такой инициативой генпрокурор Игорь Краснов выступил перед премьером, сообщается в Telegram-канале ведомства 23 июля.
У семи нянек дитя без глазу
Как отметил Игорь Краснов, сейчас в России совершенствуется система социальной поддержки граждан: введены доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, новые выплаты семьям с детьми, расширены возможности использования средств маткапитала.
«Однако практика прокурорского надзора свидетельствует о недостаточной осведомленности граждан о предусмотренных для них федеральных и региональных льготах, механизмах материальной и иной поддержки», — приводит телеграм-канал ведомства слова генпрокурора.
Все дело в том, что данные о причитающихся гражданам выплатах и льготах сейчас хранятся в разрозненных информационных источниках, полагают в Генпрокуратуре.
Чтобы людям было удобнее пользоваться такими сервисами, а все государственные деньги доходили до нуждающихся, в Генпрокуратуре предложили создать единый портал с информацией о всех мерах соцподдержки.
Социальную поддержку получат больше детей-сирот
Отметим, ранее ожидалось, что такие функции на себя возьмет Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), где можно будет узнать всю информацию о выплатах и льготах.
Систему запустили еще в 2018 году, а в 2021-м в Минтруде анонсировали проактивный формат назначения некоторых выплат в рамках ЕГИССО — то есть без хождения по дополнительным инстанциям и сбора многочисленных справок.
Для этого в рамках системы межведомственного взаимодействия планировали подружить базы данных федеральных и региональных госорганов, которые и имеют право давать льготы, а также разных фондов, через которые и назначаются выплаты.
Но, как выяснилось позже, базы «подружили» не очень хорошо: многие сведения приходится заливать вручную, что порождает ошибки и тормозит процесс. В итоге обещанных выплат приходится ждать месяцами.
Оценив все нововведения, Счетная палата в своем отчете о работе ЕГИССО в 2021 году признала: внедрение системы не упростило процесс назначения гражданам мер социальной поддержки.
В защиту ЕГИССО
Впрочем, списывать ЕГИССО со счетов рано, считает член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
«Единая система сегодня замещает 85 различных региональных программных продуктов, — сказала депутат «Парламентской газете». — Это вызывает определенные трудности, связанные как с цифровыми ошибками, так и с ошибками «человеческого фактора».
При этом уже сейчас ЕГИССО значительно упростила работу по социальному обслуживанию и учету предоставляемых услуг населению, а множество государственных услуг уже предоставляются гражданам в проактивном, беззаявительном, порядке, сказала депутат.
«Наибольшим спросом сегодня пользуются льготы, связанные с поддержкой семей с детьми, и объективно это именно та мера социальной помощи, которая очень необходима и востребована», — сказала депутат.
Также, по ее словам, в будущем система будет предлагать поддержку гражданам или семьям нуждающимся, но по каким-либо причинам не обращавшимся за помощью государства.
«В итоге процент граждан, не информированных о возможности получения мер государственной поддержки, будет становиться все меньше», — заявила Бессараб
Где еще узнать о льготах
Пока же ЕГИССО до конца не настроили, а новую Единую систему по предложению Генпрокуратуры не одобрили, узнать о причитающихся льготах и выплатах можно и другими способами.
Например, информация о доступных мерах соцподдержки появляется в личном кабинете на портале госуслуг. Чтобы такая услуга заработала, нужно дать согласие на получение уведомлений.
Также узнать о льготах и выплатах можно лично в многофункциональном центре (МФЦ) в вашем городе.
Кроме того, согласно принятым поправкам в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», регулирующим порядок информирования граждан о мерах социальной защиты и поддержки, сделать это можно:
- по телефону Единого контактного центра или через чат-бот на портале госуслуг с 1 июля 2021 года
- или путем личного посещения органов власти с 1 января 2022 года.
Источник: Парламентская газета